Медиашкола
Занятие 6. Свет и тень в фото. Экспонометр. Отражатели
Что сделаем
Сегодня мы с вами узнаем силу света. Посмотрим, как свет и тень влияет на восприятие. Воспользуемся студийными и накамерными вспышками, светоотражателями для получения лучших результатов.
В прошлый раз мы говорили о правилах композиции.

Как ты заметил, мы не даём домашки. Чтобы больше закрепить знания на практике, советуем тебе на досуге фотографировать то, что видишь. Неважно, с камерой в руке или с телефоном. Главное - история и идея.

Не бойся ошибаться! Чем больше практики, тем больше уверенности!

Напомним, что ты можешь арендовать оборудование, комп или студию бесплатно :)

Чтобы облегчить жизнь фотографу для измерения светового потока и вычисление параметров экспозиции существует экспонометр. Без экспонометра мы могли бы судить, насколько светлый или темный объект, только с помощью собственных глаз.

Зачем нужны экспонометры?
  • Основная задача экспонометра — в регулировке света, попадающего на матрицу.
  • Устройство проводит измерения отраженного света от объектов, попадающий на объектив камеры.
Почти во всех камерах он встроенный. Только в большом производстве его используют в виде отдельного устройства.

Классификация света по параметрам:
  • характер освещения;
  • способ получения освещения;
  • направление света относительно объекта съемки;
  • в зависимости от характера источника (естественный и искусственный свет);
  • по цветовой температуре (тёплый или холодный свет).
Можно долго продолжать, но остановимся на этом.

Характер освещения:
  • мягкий свет — характеризуется большой зоной перехода основного тона в тень и, как следствие, мягким контрастом фотографии
  • жёсткий свет — дaёт очень маленькую зону перехода основного тона в тень и, как следствие высокий контраст.

Жёсткий свет имеет характерную картинку, которую легко распознать по резкому контрасту между светом и тенью, минимумом полутонов. При жестком освещении тени от объектов становятся глубокими, а блики — ярко выраженными. Также подчеркивается текстура объектов съемки.
Самый простой пример жёсткого света — это солнце в яркий полдень. Также жёсткий свет можно создать при помощи вспышек, направленных на объект съемки без использования каких-либо насадок. Жёсткий свет дают студийные приборы с рефлектором или с насадкой типа соты, тубус и т. п.
Мягкий свет — характеризуется более спокойным рисунком — максимум полутонов и градиентов.
Поэтому в классической портретной съемке основным источником является источник мягкого света — студийный прибор с фотозонтом или софтбоксом или же мягкий свет из большого окна (естественное освещение).


Как мы говорили, светом можно управлять, фотограф может использовать три разных по способу получения вида света:
  • Направленный — получается при использовании довольно мощного источника, направленного на объект съемки с небольшого расстояния, часто с использованием сот или тубуса, чтобы ограничить световое пятно по площади. Поэтому направленный свет — обычно жесткий с характерным светотеневым рисунком.
  • Рассеянный — это свет от основного источника, который проходит через полупрозрачные субстанции, рассеивателями могут служить кучевые облака на небе, кусок полупрозрачной ткани, лист бумаги, занавески или профессиональные приспособления (зонты на просвет, софтбоксы и т. п.).


  • Отражённый — получается при отражении основного источника от какой-либо поверхности. Это может быть зеркало, белый однородный материал, серебристая поверхность или обычная выкрашенная в однотонный цвет стена. Поверхности белого и серебристого цвета не изменяют цветовую температуру (т.е. сохраняют естественные цвета). Цветные поверхности при отражении света от них дают цветные рефлексы, поэтому их нужно использовать с осторожностью. Отражённый свет по жесткости занимает среднее положение между направленным и рассеянным.
  • На картинке отражённый свет везде, кроме первого примера.

С помощью отражателя Вы можете, используя существующее в момент фотосъёмки освещение (солнце, осветительный прибор, внешняя вспышка), направить световой поток на недостаточно освещённый объект или объект, на котором необходимо смягчить тени. Регулировать мощность светового потока можно двумя способами: меняя расстояние от отражателя до объекта или меняя поверхность, из которой сделан отражатель. Классический отражатель сочетает в себе четыре типа поверхности: белая, чёрная, серебро, золото.
  • Белый отражатель — мягко отражает свет без изменения цветовой температуры. Идеален для использования на натуре в солнечную погоду.
  • Золотой – мягко отражает свет, придавая объекту “тёплый” оттенок.
  • Серебряный — более жёстко (чем белый) отражает свет, придавая объекту “холодный” оттенок. Идеален для использования на натуре в пасмурную погоду.
В отличии от внешней вспышки (которую можно установить на штатив и которая сама по себе является источником света), использование отражателя во время фотосъёмки подразумевает присутствие на площадке ассистента, который будет держать отражатель. Чёрный — мягко поглощает свет без изменения цветовой температуры. Рисует глубокие тени и используется при съёмках бликующих поверхностей.


Свет можно направлять под разным углом: прямо на модель («в лоб»), сбоку, под 45 градусов, сзади, сверху или снизу. От угла освещения зависит способ передачи объемов на объекте съемки. Наверняка ты слышал выражения типа «плоский свет» и «объемный, художественный свет».
Лучше всего с этой задачей справляется боковой свет (у фотографов он называется рисующий и моделирующий), а в сочетании с акцентной подсветкой сзади (контровой) он создает максимальный художественный эффект.

Источники света по своему происхождению бывают естественные и искусственные. Искусственные источники света в фотосъёмке используются двух видов: постоянный и импульсный свет. Каждый вид света имеет свои преимущества и недостатки. Выбирать источник света необходимо в зависимости от требуемого результата и исходя из творческого замысла.


Естественный свет
Естественный источник света — это Солнце (а также Луна, северное сияние, грозы). Фотографировать при естественном освещении можно как на улице, так и в помещении, используя свет из окна. При съёмке с солнечным светом необходимо помнить, что его цветовая температура непостоянна. В зависимости от времени суток и облачности она меняется, что требует изменения баланса белого.
Преимущества:
  • бесплатный;
  • обеспечивает наилучшую цветопередачу.
Недостатки:
  • невозможность съёмки в тёмное время суток;
  • могут возникнуть неудобства при построении сложных схем света;
  • в зависимости от облачности и времени суток меняется яркость света, при недостатке яркости может потребоваться длительная выдержка.

Постоянный искусственный свет
В качестве источников постоянного света чаще всего применяют галогенные лампы. Также используют обычные лампы накаливания, металлогалогенные и люминесцентные лампы, светодиодные панели.
Преимущества:
  • умеренная цена;
  • при постановке света сразу виден свето-теневой рисунок, что упрощает работу, особенно при обучении световым схемам.
Недостатки:
  • высокое потребление электроэнергии;
  • высокая теплоотдача, воздух в помещении и объекты съёмки быстро нагреваются;
  • требуется длительная выдержка.

Импульсный свет
К источникам импульсного света относятся встроенные и накамерные вспышки, моноблоки. В студийных источниках импульсного света кроме импульсной лампы установлена также лампа постоянного света (пилотный свет), которая позволяет предварительно оценить световой рисунок будущего кадра. В момент нажатия кнопки спуска затвора происходит вспышка импульсной лампы, лампа пилотного света при этом гаснет и вновь загорается при завершении вспышки.
Преимущества:
  • энергопотребление значительно ниже, чем у источников постоянного света;
  • очень яркие;
  • низкая теплоотдача, не нагревают воздух, как лампы постоянного света;
  • возможность «заморозить» движение за счёт короткого импульса (например, брызги, падающие капли);
  • возможность создания сложных схем освещения.
Недостатки:
  • высокая цена;
  • при отсутствии пилотного света оценить световую схему можно только при помощи пробных кадров;
  • требуется синхронизация с фотоаппаратом, это может создавать неудобства в случае съёмки несколькими фотоаппаратами.

Сгруппируем основные источники освещения на три большие группы согласно их цветовой температуре:
1. Тёплый свет, которому соответствует низкое значение цветовой температуры в Кельвинах (1500 К — 3500 К)
2. Нейтральный свет, которому соответствуют средние значения цветовой температуры в Кельвинах (4500−6500 К)
3. Холодный свет, которому соответствуют высокие значения цветовой температуры в Кельвинах (6500−20 000 К)


Во всём нужна практика. И сейчас мы рекомендуем тебе этим заняться.
Сделай снимки, используя параметры света:
  • Жёсткий и мягкий свет,
  • Попробовать использовать направленный, отражающий и рассеивающий свет
  • Попробуй сделать снимки под разным углом: прямо на модель («в лоб»), сбоку, под 45 градусов, сзади, сверху или снизу.
Если сделаешь, делись фотками в группе ватсап :)

Интересные снимки получаются, когда используется большое количество источников света, и когда сам свет разных типов. Но это дело вкуса. На этом фото свет мягкий.


На этом фото главный свет жёсткий, используется только 2 источника.

Проверим себя
Сила в практике!
А чтобы у тебя было больше практики, арендуй у нас оборудование, аймак, студию или всё сразу, это бесплатно, просто напиши своему преподавателю! :)