Медиашкола
Занятие 6. Творческая сторона фотографии. Правила композиции
Что сделаем
Мы закончили основную техническую часть. Переходим в творческую, ведь фотография - сугубо творческое дело, где насмотренность фотографа решает почти всё.
Рассмотрим правила композиции, ответим на три вопроса фотографа.
Если в фильме мы нажмём паузу и заскриним кадр, то получим картинку, похожую на фотографию. Потому что в кино любой кадр заранее продуман и построен по определенным правилам - правилам композиции.

Кадр из "Невероятная жизнь Уолтера Митти"
Важным талантом фотографа является умение выбирать направление съемки — ракурс. Выбор ракурса — процесс творческий. Изменяя его, можно добиться неожиданных результатов, снимая привычные вещи.

На предыдущих занятиях мы изучали технические стороны фотографий, это:
· Типы и виды камер, виды объективов, как фокусное расстояние влияет на пропорции
· Три кита фотографии. ГРИП. Режимы съемки Авто, Тв, Ав, П.
· Ручной режим М. Режимы автофокуса, серийная съемка, область фокусировки.
· Баланс белого. Съёмка с проводкой. RAW и JPEG.

Композиционное решение в изобразительном искусстве подчиняется творческой задаче автора. Прежде всего фотограф отвечает на вопросы:
  • Что я вижу? (какой именно объект или явление снимаю)
  • Зачем это фото? (какой характер хочу передать)
  • Как передать идею? (какими выразительными средствами буду пользоваться)
И только затем автор решает, как использовать такие основные элементы композиции кадра как пространство, линии, формы или фигуры, движение и ритм, текстуры, свет, цвет и точка фокуса. Благодаря этому он может управлять настроением зрителя, обращать его внимания на важные объекты в плоскости изображения, прятать «второстепенные элементы».

Чтобы рассказать историю, надо знать язык композиции – это такой набор из многих правил. И сейчас мы поговорим только о самых важных правилах.

Правило третей — на точках пересечения и линиях этой сетки принято располагать важные объекты или линии фотографируемого изображения. Например, совмещай линию горизонта с нижней линией сетки, если нужно сделать акцент на небо.

Располагай героя своего сюжета (дерево, человека, цветок, здание) на одной из четырех активных точек сетки третей. Используя правило третей, ты сможешь сделать акцент на важных объектах в кадре.

Правило формата: Формат фотографии может быть любым: квадратным, круглым, треугольным и даже произвольной, неправильной формы. Формат несёт информацию о границах изображения, а еще смысловую нагрузку. Гуляя среди небоскрёбов, я хочу показать зрителю их высоту. Тогда я выберу узкий, вертикальный, нестандартный формат. Формат изображения усилит восприятие сюжета.

Правило равновесия (симметрия): На фотографии следует уравновесить и пятна, и смыслы. На правиле равновесия построены симметричные сюжеты. Симметрия всегда приятна глазу. Часто композиция пейзажа и архитектуры строится на симметричных отражениях в воде.

Ведущие линии: Используйте естественные линии, чтобы провести глаз зрителя по фотографии к важному объекту.

Диагональные – эти линии вызывают ощущение движения, энергии и могут подчеркивать глубину кадра.

Диагональные линии – великолепный прием передать перспективу и движение на снимке.

Обрамление: Используй естественные рамы, такие как окна и двери для обрамления "героя" кадра.

Контраст: Любой контраст между объектом и фоном будет усиливать красоту снимка: текстурный контраст, цветовой, контраст масштабов. Найди контрастный по тону фон для героя фотографии.

Крупность плана: Заполняй кадр. Подойди ближе к объекту съемки. Крупный план – один из самых простых способов избавиться от лишнего в кадре и дать понять зрителю, кто герой кадра.

Геометрические фигуры в композиции кадра связывают в единое целое объекты и поэтому усиливают впечатление. Находи такой ракурс, когда глаз увидит в кадре три базовых фигуры – квадрат, треугольник, круг и их производные – овал, эллипс, трапецию, ромб.


Ритмы: Повторяющиеся детали приносят эстетическое наслаждение нашему глазу. Но в идеале повторы следует разбивать контрастным объектом.

Планы: Глубина визуального поля строится выделением объектов на переднем, среднем заднем планах.

Негативное пространство: Оставляй свободное пространство перед объектом для его умозрительного движения. Помни, что развитие движения происходит слева направо.

Неожиданный ракурс всегда привлечет внимание! Старайся снимать по-новому, не так как другие.
Особенно на репортажах!

Простота: Упрощай геометрию снимка, убирай все лишнее, если это возможно. Фотограф, как скульптор секущий мрамор, должен убрать из кадра все, что может отвлечь внимание зрителя от главного объекта.

Шпаргалка: все правила в одной картинке. Сохраняйте :)

Посмотрим правила наглядно на фото
Правило третей

1. Простота, ритмы, контраст, правило равновесия
2. Ритмы, планы, линии

Ведущие линии, ритмы, контраст, правило симметрии

Простота, правило равновесия, ведущие линии

Негативное пространство, планы, контраст

Контраст, крупность плана, необычный ракурс

Планы, геометрические фигуры, контраст

Зачем правила?
Помните, что правила созданы для того, чтобы красиво их нарушать. Вы - художник! Получайте удовольствие от съёмки. Правила композиции служат только ориентиром, так что экспериментируйте :)