Медиашкола
Встреча 2.
Типы камер и объективов
Что сделаем
Разберём типы камер.

Посмотрим, как фокусное расстояние влияет на пропорции объектов.

Будем различать полнокадровую камеру от неполнокадровой.

Почему существует разнообразие камер и объективов?
Важно
  • РАЗЛИЧАТЬ ОБЪЕКТИВЫ И ТИПЫ КАМЕР
  • ПОДБИРАТЬ ПРАВИЛЬНО ПОД СВОИ ЗАДАЧИ
Ситуация. К тебе обратились три человека - Маша, Вася, Петя. Они хотят одолжить оборудование. С камерой ещё понятно, мы можем снимать на все, которые у нас есть. А какой объектив мы можем порекомендовать каждому?
1
Маша любит путешествовать как Птушкин, и хочет делать фоточки животных и пейзажей.
2
Петя раньше занимался борьбой, а потом решил стать спортивным блогером. Теперь он хочет фотографировать, а не бороться.
3
Вася учится в школе, любит снимать своих друзей, снимать портреты.
А чем вообще эти объективы отличаются? Вот даже визуально, если присмотреться?
Все объективы имеют разное фокусное расстояние. Помимо этого, некоторые более светочувствительные, некоторые нет, у некоторых объективов есть встроенная стабилизация, у некоторых её нет — и тогда приходится снимать с короткой выдержкой (что не кайф при слабом освещении) или со штатива.

Важно различать объективы, типы камер и подбирать правильно под свои задачи. Поэтому сначала разберёмся, какие есть виды объективов и вернёмся к нашей ситуации с Машей, Петей и Васей.
Объективы бывают:
  • Универсальные (обычно идут в комплекте с камерой и называются китовыми)
  • Портретные
  • Длиннофокусные (телевики)
  • Широкоугольные
  • Сверхширокоугольные (в том числе fish eye)
  • Макрообъективы
  • Tilt-shift и др. экзотические типы

Васе подойдёт портретный объектив. Это объективы со значениями фокусного расстояния в среднем от 35 до 85 мм. Наш глаз "видит" примерно на 50 мм, поэтому эти значения находятся рядом с его видением. Следовательно, на портретном объективе лица получаются естественными, они не искажаются. Часто такие портретные объективы бывают ещё и светочувствительными, чтобы красиво размывать фон.
Маше и Пете подойдёт длиннофокусный объектив (его чаще называют телевиком или телеобъективом, от 135 мм). Он подходит для съёмок далеких объектов, потому что его оптика хорошо приближает. Это могут быть съёмки природы, диких животных, спортивные мероприятия и т.д. В общем там, где приблизиться ногами по ряду причин нельзя, а сфоткать крупно надо.
Маше также подойдёт широкоугольный объектив (ширик, от 8 до 18 мм), у него большой угол обзора, вмещает много объектов в кадре. Но на краях кадра любые объекты он искажает и растягивает, но для того, чтобы показать масштаб или неподвижный пейзаж, или человека в центре кадра, это самое то.
“Выбор камеры всегда сложная тема, но всё зависит от того, что вы хотите снимать. Фразы “профессиональная камера, полупроф, начинающие - это очень условно, навыки важнее, ведь на всех таких камерах есть ручные настройки ISO, диафрагмы, выдержки, баланса белого и т.д.”
На прошлой встрече мы их начали различать
По типу:
  • Пленочные
  • Мыльницы
  • Зеркальные (DSLR)
  • Беззеркальные (MILC)

В чем разница между двумя Sony?

Одна камера полнокадровая,

другая – “кропнутая” (имеет кроп-фактор)



Эти термины – «полный кадр» и «кроп-фактор» – относятся к одной специфической части фотоаппарата: к сенсору (матрице).


Область, обрамленная красным прямоугольником – то, что воспринимает камера с полнокадровым сенсором. Меньшая область внутри синей рамки – то, что мы увидим через тот же объектив, но на фотоаппарате с кроп-фактором.


“Чем больше площадь матрицы, тем больше света попадает, может в темноте с меньшим шумом снимать, лучше размывает фон”, поэтому такая камера дороже.

Камеры и объективы важно подбирать правильно именно под свои задачи.

Камеры также ещё делятся на любительские, полупрофы и профессиональные, но всё это достаточно условно. Камера становится профессиональной в руках профессионала. Который может и снять, и подобрать к съёмкам нужный объектив.

Посмотрим на цифры, которые есть на объективе.
Фокусное расстояние (ФР) - расстояние от оптического центра объектива до точки фокусировки и обозначается в миллиметрах. Некоторые объективы имеют постоянное фокусное расстояние и обозначаются одним числом, а вот в объективах с изменяемым фокусным расстоянием пишут два числа (например, 24-70 мм).

Вкратце для фотографа: чем меньше ФР, тем шире угол обзора и больше объектов помещается в кадр. А чем больше ФР, тем меньше угол обзора и меньше объектов помещается в кадр.

Диафрагма объектива имеет такой же принцип действия, как зрачок вашего глаза, открываясь и закрываясь. Происходит это в зависимости от того, какое количество света должно оказаться на матрице. На объективе пишут наибольшее значение диафрагмы, которая обычно обозначается буквой «f». Ее диапазон может меняться - тогда указывают через дефис.

Диаметр объектива
Для правильного подбора фильтра, нужно точно знать каков диаметр линзы. Его значение можно найти около символа перечеркнутого “o”. А фильтры используются для разных целей, например, сверху на объектив могут надевать цветной фильтр.


Фокус
Если у объектива есть тумблер с пометкой «AF/MF», то вы можете выбрать метод фокусировки прямо на объективе. Можно использовать как автоматическую (AF) фокусировку, так и перейти на ручную, если на данный момент это выгоднее, тоже зависит от задач.

Стабилизация
Оптический стабилизатор изображения в объективе позволяет компенсировать движения камеры для того, чтобы снимок не был смазанным при более длинных выдержках. Но его возможности не безграничны. Просто хороший помощник в получении резких фото.


Полнокадровый объектив или нет?


Так обозначают полнокадровые объективы разные производители:
  • Сони: FE (беззеркальный);
  • Никон: FX;
  • Кэнон: EF;
  • Сигма: DG.

Неполнокадровые объективы (с кропнутым кадром):
  • Сони: E (беззеркальный);
  • Никон: DX;
  • Кэнон: EF-S:
  • Сигма: DC

К полнокадровым камерам будут подходить только полнокадровые объективы. Если на полнокадровую камеру надеть объектив типа Sony E или Canon EF-S, то кадр обрежется и все фишки полного кадра исчезнут.

Полный кадр = матрица размером 36х24 мм
Неполный кадр = матрица размером меньше полного кадра (обычно почти в 2 раза меньше).

Чем больше площадь матрицы, тем больше света попадает. Можно в темноте с меньшим шумом снимать, лучше размывается фон. Поэтому большая матрица намного дороже.
Сделаем выводы
  • Фокусные расстояния - это то, как широко мы будем видеть. 8-18 мм - сверхширик, 18-35 - ширик, 35-85 - средний объектив для портретов, 85-135 - для студийных портретов, 135 и больше - телевик.
  • Объективы отличаются не только по фокусным расстояниям, но и по тому, насколько они светосильные (= насколько сильно открывается диафрагма и соответственно круче будем размываться фон), есть ли там автофокус, стабилизатор, насколько хорошие линзы внутри и т.д.
  • Полнокадровая камера - камера с большой матрицей. Они дороже неполнокадровых, потому что дают намного более чистое и художественное изображение.
Теория без практики и практика без теории есть ничто.

Протагор (с)

Поэтому мы напомним, что в любое время ты можешь забронировать любое оборудование, студию, место за аймаком, так что пиши преподу :)